1. «ИКТ—компетентность учителя как условие развития знаниевой компетенции ученика»
I. Необходимость внедрения ЦОР
Уже много лет декларируется, что компьютер должен обеспечить личностно-ориентированное обучение, а в педагогической практике используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе очень затруднена.
Другое дело открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
II. ОМС в обществознании
В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например: ТЭ «Основные понятия экономики», ТЭ «Ограниченные ресурсы. Альтернативная стоимость»,ТЭ «Понятие государства», ТЭ «Типология элит» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
- модуль получения информации (И);
- модуль практических занятий (П);
- модуль контроля (К).
Каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
III. Достоинства ЭУМ
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
а) получение информации;
б) практические занятия;
в) аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения, т.е. развития знаниевой компетентности учащихся.
Это подразумевает реализацию «дома» таких видов учебной деятельности, которые раньше выполнялись только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ.
Одна из задач новых педагогических технологий – увеличение времени общения с учениками в классе. Ключом к решению этой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это – ещё одна задача новых педагогических технологий.
Технологическая последовательность использования цифровых образовательных ресурсов:
· новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая учащимся очередной учебный блок из И, П, К-модулей в качестве домашнего задания, которые нужно найти на сайте: http://fcior.edu.ru/
IV. Вариант использования ЭОР
В процессе выполнения домашнего задания школьник:
- изучает И-модуль: при этом происходит качественное усвоение информации, добываемой в активно-деятельностной форме, поступающей как по зрительным, так и по слуховым каналами и в оптимальном темпе;
- выполняет практическое задание (П-модуль); происходит усвоение способа решения новой обществоведческой задачи, проведение эксперимента в виртуальной лаборатории и т.д.);
- проводит самоаттестацию (К-модуль);


Результаты домашней работы учащийся приносит в школу, используя для этого Flash-накопитель. Подключение к компьютеру, и результаты переносятся в электронный «классный журнал».
Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача состоит в разумном использовании ЭОР (компетентности учителя) с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика (развитие знаниевой компетенции ученика).